Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Какой Ваш любимый предмет в школе?
Всего 396 человек
Голосование
Зачем нужен школьный сайт?
Всего 290 человек
Голосование
Как Вам сайт нашей школы?
Всего 453 человека

В ЛАБИРИНТАХ ПАМЯТИ

Дата: 16 февраля 2015 в 20:21, Обновлено 17 февраля 2015 в 12:53

В ЛАБИРИНТАХ ПАМЯТИ

     Память считают матерью всех наук. Ещё у древних греков существовала легенда, согласно которой богиня памяти Мнемозина родила от Зевса девять дочерей – муз, богинь наук и искусств. Музы становятся помощницами каждому, кто стремится к познанию и творчеству. Но если человек лишается дара Мнемозины, – памяти, то вся мудрость и вся красота мира становятся для него недоступны. Исчезают для него и прошлое и будущее.
      Память есть у всех живых существ. Зерно не могло бы прорасти и стать колосом, если бы не имело памяти. Яйцо не могло бы стать птенцом, а птенец – птицей, если бы не имели памяти. Это память генетическая, наследственная. Она дается живому организму еще до его рождения. И каждое поколение с помощью этой памяти ещё до рождения получает знания, необходимое для выживания и продолжения рода. Например, только что родившийся цыплёнок последует за своей матерью, куда бы она его не повела, и не перепутает свою маму с чужой. Однако если первым, кого увидит новорождённый цыплёнок, будет человек, кошка или даже пылесос, цыплёнок двинется за ним, считая его своей матерью. Этот механизм называется импринтингом – запечатление и мгновенное научение, и передаётся он каждому новорождённому цыплёнку именно через генетическую память.
       Есть у многих живых существ и другая память – механическая. С помощью этой памяти животных учат выполнять команды.
       У людей тоже есть генетическая и механическая память. Но для человека эти виды – только маленькая часть всех возможностей его памяти. Впечатления, которые человек получает от окружающего его мира, не исчезают бесследно. Каждый образ оставляет определённый след, сохраняется, закрепляется, а при необходимости и возможности – воспроизводится. Можно сказать, что память – это отражение прошлого опыта. При этом память выбирает из вашего опыта толь то, что необходимо для развития человека, превращения его в целостную личность и совершенствования его деятельности. Сама же память изменяется с возрастом и поддаётся тренировке. 
        У каждого человека память организована по-своему. 
     Человек с наглядно – образным типом памяти, к примеру, особенно хорошо запоминает вид, цвет предметов, звуки, лица.
   При словесно-логическом типе лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы. При этом человек легко выстраивает свои воспоминания в логические ряды.
     При эмоциональном типе памяти прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства.
  В зависимости от длительности сохранения различают мгновенную (иконическую), кратковременную, долговременную и оперативную память.
Иконическая память – это зрительная или слуховая картина, которая угасает быстрее, чем мы можем назвать то, что видели или слышали.
  Из иконической памяти информация поступает в кратковременную. Кратковременная память – очень хрупкая. Начнёт, например, человек учить стихотворение, прочтёт его один раз, постарается повторить. Если в этот момент раздастся телефонный звонок, и он отвлечётся на разговор, то окажется: после разговора вспомнить строки практически невозможно.
   То, что в кратковременной памяти сохранилось за день, поступает в долговременную. Например, хорошо выученная таблица умножения или же стихи остаются в памяти человека на всю жизнь. Долговременная память имеет практически неограниченный объём и время хранения. Хотя иногда человек не может даже при самой острой необходимости получить дотуп к знаниям, хранящимся у него в памяти. Причины этого могут быть разными. Но чаще всего человек не может вспомнить что-то важное для него из-за того, что выбрал неверный способ хранения своих знаний. То есть запоминал бессистемно, беспорядочно.
     А ещё человек обладает оперативной памятью. Она включает в себя элементы кратковременной и долговременной памяти и проявляется в процессе конкретной деятельности. Например, во время контрольной по математике надо одновременно вспоминать всё выученное раньше, помнить о том, что сделал в первом действии и не забывать то, что надо делать именно сейчас, в настоящую минуту.
    Что же влияет на память? Успешность памяти определяется отношением человека к своей деятельности. Кроме того, память улучшается, если у человека хорошее настроение. Работу запоминания всегда доводите до конца и используйте все средства и методы, чтобы эту работу облегчить, но одновременно закрепить результат.
Правила хорошего обращения с памятью:
•    Заучивай с желанием знать и запомнить.
•    Ставь цель запомнить надолго.
•  Пользуйся смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой – кто хорошо осмысливает, тот хорошо запоминает.
•    Заучивай и повторяй небольшими частями – лучше учить по одному часу семь дней подряд. Чем семь часов подряд в один день.
•    Память любит разнообразие. После математики – учи историю, после физики – литературу.
•    Заучивая материал, делай записи, рисуй диаграммы, графики, сравнивай с тем, что узнал раньше.
•    Помни, что обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина выпадает, поэтому старайся повторять материал частями и вразбивку.
•    Короткие стихи заучивай целиком, длинные – разбивай на порции.
•    Не дожидаясь полного заучивания, старайся воспроизвести материал, закрыв книгу.
•    Пересказывай своими словами.
•    Если задание получено во вторник, а следующий урок будет в пятницу, не жди четверга: выучи сразу, а накануне только повтори.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.