Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Какой Ваш любимый предмет в школе?
Всего 390 человек
Голосование
Зачем нужен школьный сайт?
Всего 287 человек
Голосование
Как Вам сайт нашей школы?
Всего 447 человек

Воспитание - кнут и пряник

Дата: 8 декабря 2014 в 17:00

В майском выпуске методической рассылки вниманию специалистов социально-педагогических учреждений, управлений (отделов) образования, спорта и туризма райгорисполкомов, осуществляющих сопровождение детей, воспитывающихся в замещающих семьях, предоставляются материалы о методах воспитания детей, а именно – о  поощрениях и наказаниях.

1.      Нежелательное поведение ребенка

Описание: Изображение

Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». Воспитание ребёнка – очень тонкий процесс. Каждого ребёнка можно испортить неправильным воспитанием. Манипулируя им похвалой («Вы посмотрите, какой молодец!»), можно вырастить из него «хорошего мальчика», всю жизнь ищущего похвалу и одобрение в глазах окружающих людей. Что в этом плохого? Да ничего, кроме того, что наш «хороший мальчик» и его поступки будут полностью зависеть от мнения окружающих, а не от его собственных желаний и нужд.

А уж воспитание трудных детей – тяжелая ноша для многих замещающих родителей. Между тем, проблемные дети становятся проблемными только в результате неправильного отношения к ним их же замещающими родителей, неправильного взаимодействия с ним. Нежелательное поведение проблемного ребёнка – это часто попытка его психического «выжить во что бы то ни стало» в неблагоприятных для него обстоятельствах.

На самом деле проблемных детей не существует – для каждого ребёнка можно подобрать правильный для него метод воспитания, который скорректирует его поведение. Правильное воспитание ребёнка – это точное взаимодействие с ним, комфортное и для него, и для замещающих родителей. Такое взаимодействие подарит ребёнку по-настоящему счастливое детство, даст возможность ему максимально развиться психически, а во взрослой жизни – реализоваться.

Дети из одной семьи, от одних и тех же родителей, в одних и тех же условиях воспитания – это всегда совершенно разные характеры, разные натуры. Даже близнецы совершенно не похожи. Поэтому и методы воспитания детей в семье должны быть разными – для каждого ребёнка метод воспитания должен соответствовать его психическим свойствам.

Методика воспитания детей не может быть универсальной для всех, так как каждый ребёнок рождается со своими собственными психическими качествами. Эти врожденные качества и желания в Системно-векторной психологии называются векторами. Познакомится с основами системно-векторной психологии  - 8 векторами врожденных психических  свойств детей и особенностей воспитания таких детей -  можно по ссылкам:

звуковой вектор - http://www.yburlan.ru/biblioteka/zvukovoi-vektor

зрительный вектор  - http://www.yburlan.ru/biblioteka/zritelniy-vektor,

кожный вектор - http://www.yburlan.ru/biblioteka/kozhniy-vektor

обонятельный вектор - http://www.yburlan.ru/biblioteka/obonyatelniy-vektor,

оральный вектор -  http://www.yburlan.ru/biblioteka/oralniy-vektor,

мышечный вектор -  http://www.yburlan.ru/biblioteka/myshechnyi-vektor,

уретральный вектор  - http://www.yburlan.ru/biblioteka/uretralnij-vektor

анальный вектор - http://www.yburlan.ru/biblioteka/analjniy-vektor,

Со статьей «Воспитание ребёнка – о кнутах и пряниках»,  подготовленной на основе системно-векторной психологии можно познакомиться по ссылкеhttp://polyova.com/2013/03/vospitanie-rebyonka-o-knutax-i-pryanikax/

Замещающим родителям очень важно не просто контролировать поведение детей, но поддерживать с ними эмоциональную близость, включенность в детские переживания, осмысливать взаимоотношения с детьми. Это очень важно и нужно. Но опрометчивое следствие этого – крен в сторону «пряничного» детства, избегания наказания как такового, в любой форме. Наказывая, замещающие родители склонны испытывать сильное чувство вины.

Между тем, наказание нельзя выкинуть из списка положительных методов воздействия на ребенка. Если использовать его правильно, оно может принести добрые плоды в сердца наших детей. «Кнут» как метод наказания – вовсе не исключительно физическое воздействие. «Кнут» – когда родители доносят до ребенка свое огорчение от его проступка. «Кнут» может быть и в форме лишения ребенка каких-либо удовольствий. «Кнут» – когда ребенка за серьезную провинность отправляют в другую комнату, не разговаривают с ним.

Отказывая же себе в праве на наказание, рано или поздно взрослые сталкиваются с кошмаром неуправляемого детского поведения. Чтобы этот кошмар предотвратить или укротить, нужны и «кнуты», и «пряники» – наказания и поощрения. Традиционное поле запретительной этики во взаимоотношениях с потомством становится для замещающих родителей своеобразной terra incognita, которую нужно заново открывать и осваивать. Не случайно читательские бестселлеры нашего времени – книжки с красноречивыми названиями «Когда ваш ребенок сводит вас с ума» (Э. Лешан), «Дети: границы, границы» (Г. Клауд, Дж. Таунсенд), «Хочу или надо?» (А. Рогозянский). Метод «кнута и пряника» помогает взрослым учиться устанавливать перед детьми и держать границы дозволенного, отражать детский натиск и провокации. Переусердствование «кнутом», равно как и «пряником», в родительских руках ведет в итоге к разрушению доверия и любящих отношений. Крайности всегда и везде нехороши.

Но вот что особенно важно в воздействии на детей – это слово замещающих  родителей. Слово – это всегда риск. Потому что оно не обещает быстрых ответных реакций, как «кнут» и как «пряник». Слово – это умение разговаривать с детьми, подкрепляемое последовательными действиями и родительским примером. Слово поддержки, вразумления, одобрения, порицания. Слово, которое донесет до ребенка переживания родителей по поводу его поведения, их огорчения и радости. Слово, помогающее разобраться в том, что происходит в его душе. Слово как реакция на мелкие проступки. Слово как поощрение хорошего поступка, выражения любви и ласки.

Статьи по теме:

1. Л.Петрановская «Про наказания» http://ludmilapsyholog.livejournal.com/95740.html

2. «Особенности воспитания приёмных детей» можно познакомиться по ссылкеhttp://kapitonova.info/eksklyuziv/priemnyj-rebenok/vospitanie/379-osobennosti-vospitaniya-prijomnykh-detej.html

 

2.     Золотые правила поощрения и наказания

Источник: http://azbyka.ru/deti/zoloty-e-pravila-pooshhreniya-i-nakazaniya

  НАКАЗАНИЕ

  Описание: ИзображениеСегодня замещающие родители стремятся стать более чуткими, более ответственными в своих поступках и как можно реже прибегать к примитивным формам поведения. Нельзя оправдывать суровые наказания и жестокость в человеческих отношениях. Однако, совсем без наказания, к сожалению, обойтись не получится. Чтобы наказание пошло ребенку на пользу, нужно руководствоваться некоторыми правилами.

 1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.

 2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.

 3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно наказание, за все проступки сразу.

 4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные «воспитатели» ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.

 5. Ребенок не должен панически бояться расправы. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.

 6. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание не принесет ему пользы.

 7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него уже расплатился.

 8. Нельзя наказывать едой; сильно бить; обзывать бранными словами; ставить надолго в угол; наказывать в публичном месте; повторять свои требования множество раз, «усиливая» их весомость криком. Помните, что ваша несдержанность в наказании вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают; делает ребенка забитым и ничтожным; освобождает от угрызения совести; впоследствии такие дети делаются нечувствительными; наказание создает морального циника.

 9. Очень часто наказание не исправляет ребенка, а лишь преображает его. Наказание вынуждает ребенка бояться потерять родительскую любовь. У наказанного ребенка развивается враждебное чувство к родителям. Частые наказания, так или иначе, побуждают ребенка оставаться инфантильным.

 10. Вопреки бытующему мнению, не стоит наказывать ребенка трудотерапией – после этого любая работа будет восприниматься ребенком, как наказание.

 11. Внимание! Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать:

- когда он болеет;

- перед сном и сразу после сна;

- во время еды (это самое прямое попадание информации, ребенок буквально «проглатывает» негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний);

- во время работы и игры;

- непосредственно после душевной или физической травмы;

- когда ребенок искренне старается что — то сделать, но у него не получается;

- когда сам воспитатель находится в плохом настроении.

ПООЩРЕНИЕ

  Описание: ИзображениеПоощрение — это своего рода искусство воспитания. Оно может быть как «полезным», так и «вредным». Овладеть этим искусством родителям поможет ряд несложных правил. Усвоив их, вы сможете избежать многих ошибок.

 1. Преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка. Многие родители рассказывают о том, что результатом таких неоправданных похвал становилось совершенно невыносимое поведение отпрыска. Родители пожимали плечами, называя это парадоксом. А происходит вот что: дети чувствуют неискренность, преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Ребенок, словно чувствуя сомнение, а такой ли он «чудесный, милый, незаменимый», пытается опровергнуть похвалу своим поведением.

 Ребенок оценит искреннюю похвалу, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

 Итак, если вы хотите похвалить ребенка (допустим, за убранную комнату), не спешите восклицать «Ты мой помощник, какой молодец!» Просто скажите с улыбкой: «Комната теперь чистая, так приятно зайти сюда». Поверьте, ребенок оценит, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

 А если, допустим, вы хотите похвалить его за красивый рисунок, то не торопитесь с выводами вроде: «Ты у меня настоящая художница растешь!» — ребенок может засомневаться или расстроиться, если следующий рисунок выйдет не столь удачно. Лучше обратить внимание на сам рисунок, например: «Какой большой дом ты нарисовала, вокруг столько ярких цветов, и про животных не забыла. А дерево какое высокое — сколько яблок на нем!»

 Нужно уметь так построить свои комментарии, чтобы ребенок сам сделал выводы о своих способностях. Например, если сын помог передвинуть вам тяжелый шкаф, можно вместо слов «какой ты сильный», сказать о том, каким тяжелым был шкаф, как непросто было его сдвинуть, но вместе вы справились. Ребенок сам сделает выводы: «Значит, я сильный, я нужен!»

Или, оценив способности ребенка в стихосложении, вместо «Ты будешь прекрасным поэтом», лучше скажите ему: «Твое стихотворение меня очень тронуло».

Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий.

 2. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность.

Примерами вредных похвал могут быть такие: «Ты такая чудесная дочь!», «Ты настоящий мамин помощник!», «Ты такой добрый и отзывчивый, чтобы мы делали без тебя?» Ребенок может почувствовать тревогу — ведь он далеко не такой идеальный, как о нем говорят. И здесь есть два варианта поведения.

 Первый: скорее всего, ребенок, не дожидаясь «разоблачения», сам будет доказывать свою «не столь идеальную» натуру плохим поведением.

 Но возможен и второй вариант, когда ребенок сам перестанет быть искренним и будет подстраиваться под похвалу и предпочитать исключительно те ситуации, где можно покрасоваться только самой выгодной своей стороной. А внимая бесконечным восклицаниям любвеобильных бабушек: «Какой замечательный ребенок! Исключительные способности! Ну и умница!» — малыш рискует вырасти самовлюбленным эгоцентриком.

 3. Не хвалите ребенка за естественные вещи. Не делайте из его социальности нечто необычайное. Это правило очень хорошо раскрыла психотерапевт Жан Ледлофф: «Если ребенок сделал что-то полезное, например, сам оделся, покормил собаку, сорвал букет полевых цветов, ничто не может его обидеть больше, чем выражение удивления его социальным поведением. Восклицания типа: «Ах, какая ты умница!», «Смотри, что он смастерил, да еще сам!» — подразумевают, что социальность в ребенке неожиданна, несвойственна и необычна». Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий. Так стоит ли сбивать его с толку своей неуместной похвалой?

 4. Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте. Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами. Человек успешно занимается тем, что выбирает искренне, по внутренним мотивам. Если же ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, то в корне поменяет характер поведения — из «творческого делания» его активность превратится в «зарабатывание денег».

 5. В семьях, где несколько детей, родители должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды. Поощряя детей, родителям каждый раз следует действовать обдуманно и неторопливо.

 6. Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой. Дети, конечно очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку конфету, чем заняться с малышом. Проще, но далеко не лучше.

 7. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.

 8. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.

Видео по теме:

1. «Эффективность поощрения в воспитании детеи» (видеоролик 1 мин 18 сек)http://www.youtube.com/watch?v=Pz1iWWAYBXM#t=21

2 Анна Аратюнян, психолог-консультант «Как наказаниями корректировать поведение ребенка» (12 мин 02 сек) http://www.youtube.com/watch?v=RnkkfAGdfFw#t=223

3. «Воспитание детей. Возможно ли без наказаний воспитать ребёнка»  (24 мин 32 сек) Т.Л.Шишова http://www.youtube.com/watch?v=3YOGHQ79p98#t=67

Предлагаемые материалы можно использовать в работе клубов усыновителей, приемных родителей, родителей-воспитателей,  куда могут быть так же приглашены педагоги-психологи социально-педагогических учреждений и детских садов, учителя и школьные психологи.

3. Продолжается подписка на газету «Домой!». Подписаться на следующий номер газеты можно до 20 числа каждого месяца. За 10 тысяч рублей в месяц подписчик будет иметь актуальные, интересные, методические и публицистические материалы, которые позволят ему делать свою работу лучше и при этом чувствовать себя членом профессионального сообщества.

Приглашаем  к сотрудничеству в газете «ДОМОЙ!»: присылайте текстовые и фото-материалы о различных направлениях своей работы по семейному устройству детей, будем рады разместить информацию о семьях Вашего района, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, задавайте вопросы в адрес мультидисциплинарной команды специалистов по различным аспектам семейного устройства (в команде работают юрист, педагог, психолог), делитесь своими проблемами и достижениями в деле воспитания детей с особенной судьбой, создания и сопровождения замещающих семей различных типов. Материалы, вопросы и пожелания газете присылайте на электронные адреса: 7651042@tut.bygazetaDomoi@tut.by. Так же будем рады, если Вы напишите нам о том, как Вам удалось использовать в работе материал, предложенный в различных номерах методической рассылки.

 

 С уважением, Национальный центр усыновления

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.