Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Какой Ваш любимый предмет в школе?
Всего 396 человек
Голосование
Зачем нужен школьный сайт?
Всего 290 человек
Голосование
Как Вам сайт нашей школы?
Всего 453 человека

Возрастные кризисы

Дата: 17 февраля 2015 в 20:39, Обновлено 18 февраля 2015 в 11:49

                                                          Возрастные кризисы
                                                        Рекомендации для родителей

     Термин «кризис» многозначен. В различных психологических теориях он используется по-разному и связывается с различными явлениями психической жизни человека. Само понятие “кризис” следует рассматривать не как катастрофу, а как переломный момент, период, связанный с обостренной чувствительностью и повышенным потенциалом. Как отмечал выдающийся отечественный педагог и психолог Л.С. Выготский, для кризисов развития характерны ''резкие сдвиги и переломы в личности'', когда за короткий период времени ребенок меняется в целом. Переживание кризиса дисгармонизирует личность ребенка, делая его более чувствительным, хрупким. По мнению Л.С.Выготского, общими чертами всех возрастных кризисов являются непокорность и непослушание. Речь идет о ситуации, когда глубокие изменения в личности, характере и поведении ребенка провоцирует взрослого к стремлению перевоспитать, переделать, исправить. Подобные воспитательные воздействия в период кризиса переживаются ребенком особенно остро и могут глубоко травмировать.
     Возрастные кризисы детства.
     Кризис новорожденности – первые дни и недели жизни новорожденного. 
Это промежуточный период между внутриутробной и внеутробной жизнью, который является исходным моментом дальнейшего развития личности, возникновения психической жизни; улыбка; глазной контакт.
     Кризис одного года – рубеж первого и второго года. Примерно до года мир ребенка постепенно увеличивается, расширяется, происходит накопление возможностей ребенка, возникновение автономной речи, прямохождение. В это время все или почти все требования, побуждения ребенка удовлетворяются. Более того, среда его обогащается взрослыми как бы загодя, предметы, которые станут актуальными лишь через несколько недель, уже предоставляются в распоряжение ребенка. Например, в манеж советуют выкладывать ребенка уже после 4 месяцев, хотя это место поначалу становится аналогом кроватки, только к 6 месяцам ребенок начинает пользоваться новым пространством по назначению.
Но с развитием активного ползанья возникают первые запреты. Это и есть тот кардинальный момент, который провоцирует сдвиг в развитии ребенка.
Именно с возникновением первого запрета, ограничения для ребенка впервые возникает его собственное стремление как таковое. Пока любое требование удовлетворяется, само это требование для ребенка существует лишь как часть желаемого. С появлением первого запрета собственное побуждение, стремление оказывается представленным ребенку. Невыполнение требования порождает стремление, которое ребенок эмоционально проживает, тем самым узнавая.
Фактически речь идет о моменте изменения отношения ребенка к среде. Расширение объективных возможностей ребенка провоцирует запрет со стороны взрослого; запрет делит окружающее ребенка пространство на доступное и недоступное. Пока стремление и среда однонаправлены, в сущности, нет ни того, ни другого; как только они оказываются несовпадающими, они взаимно обнаруживаются – возникают.
     Кризис трех лет – рубеж раннего и дошкольного возраста. Поведение начинает носить протестующий характер, особенности поведения детей в кризисе трех лет – негативизм, упрямство, строптивость, своеволие. 
  Кроме этих главных симптомов, есть и другие, невротического свойства: возможен энурез, ночные страхи, иногда резкие затруднения в речи. Новообразования кризиса трех лет: личное действие, система «Я сам», гордость за достижение.
    Возраст 3-х лет характеризуется как «трудный». Его «трудность» состоит в том, что, начиная отделять себя от близких взрослых, ребенок проявляет строптивость. А взрослые, настаивая на своем, проявляют не меньшее упрямство.
    Первым свидетельством начала кризиса может служить появление негативизма, когда ребенок перестает беспрекословно выполнять просьбы взрослых. С одной стороны, попытки отделить свое «Я» и формирование своих собственных желаний – тенденция прогрессивная. Но с другой, при объективном отсутствии умения высказывать свое мнение, малыш выбирает наиболее доступный способ: противопоставление себя взрослым. Единственная цель ребенка – дать понять окружающим, что у него есть своя точка зрения и все должны с ней считаться.
    Для ребенка становится важна его успешность или неуспешность в делах и играх, он начинает остро и бурно реагировать на оценки, учится самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Он становится обидчивым, начинает хитрить и претендовать на равноправие со взрослым.
    Суть кризиса в том, что через противопоставление себя окружающему ребенок лучше осознает свои возможности, границы своего «Я», овладевает своей эмоциональной и волевой сферой, усваивает правила через нарушения запретов. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
     Кризис семи лет – завершение дошкольного детства. Поведение ребенка резко меняется – появляется манерность, капризность, обидчивость, теряется непосредственность, в поступках появляется интеллектуальный компонент. Кризис 7 лет также характеризуется физиологическими изменениями: изменяются пропорции тела, которые становятся более гармоничными и близкими к пропорциям тела взрослого  человека. Фигура взрослого для него приобретает значение старшего товарища, учителя и на первый план выходит смысл общения.
Кризисы отрочества.
     Предподростковый кризис – переход от младшего школьного к подростковому возрасту, нижняя граница возраста не ниже 10-ти лет. В этом возрасте формируется чувство взрослости – стремление быть и казаться взрослым; самоопределение – центральная тенденция начала подросткового возраста. Кризис предподросткового возраста в отличие от кризисов других возрастов более затяжной и острый, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много таких актуально действующих потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста. 
  Подростничество – переход к взрослости. Это критический переход от подросткового к юношескому возрасту. В этот период происходит интенсивное развитие личности, возникают новые интересы, меняющие личность в целом. Эмоциональная неустойчивость, резкая смена настроения, неадекватная и нестабильная самооценка, страстное желание быть и казаться взрослым, душевная ранимость и неумение формулировать свои проблемы – вот далеко не полный перечень свойств подростка.
  Едва ребенку исполняется двенадцать-тринадцать лет, в доме словно бы появляется другой человек. Прежде живой, болтливый, общительный ребенок становится замкнутым, молчаливым, стремится к уединению. Чувствительный, ласковый и застенчивый – превращается в резкого, хамоватого, не стесняющегося в выражениях. Взрослым сложно приспособиться к новой ситуации: они не успевают перестроиться. Все возникающие трудности прежде всего связаны с тем, что ваш ребенок переживает кризис.
 Продолжительность подросткового возраста по разным исследованиям весьма разнится. 
Кризисы взрослости
Выделение периодов взрослости и кризисов – дискуссионная проблема. Существуют разные взгляды на периодизацию взрослости.  Левинсон ввел представление не об одном (наиболее известном) кризисе, а о трех – переход к ранней взрослости, переход к средней взрослости, переход к поздней взрослости. Характеристика кризисов взрослости – решение задач построения самостоятельности и независимости. Главная особенность развития в зрелом возрасте – минимальная его зависимость от хронологического возраста, в гораздо большей степени оно определяется личными обстоятельствами жизни человека – его опытом, родом занятий, установками и т.д.
  В целом можно высказать предположение, что чем младше ребенок, чем «древнее» возраст, тем определеннее и конкретнее его проявления. Напротив, чем выше продвигается индивид по «лестнице» возрастов, тем выше влияние конкретных обстоятельств индивидуальной жизни и социокультурных особенностей.
    Какова же роль взрослого? Взрослый оказывается посредником между ребенком и миром высших, идеальных культурных форм. Он задает образцы действия, которые ребенок в процессе своего развития осваивает (присваивает, делает своими). 


Народная мудрость:
«Наши дети – это наша старость…»

То, какой будет наша старость, зависит от нас сегодня.
Любите своих детей, заботьтесь о своих детях, понимайте их!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.